Немецкий Танк "Тигр". История создания и ТТД

Самый известный тяжелый танк Германии периода Второй Мировой войны. С этим танком связано множество легенд и слухов иногда сильно преувеличенных. В этой статье, мы роскажем историю появления данного танка, боевые характеристики, этапы модернизации, а также недостатки боевого применения.

  Первый тяжелый серийный танк Германии Pz VI (или Т-6) "Тигр" значительно превосходил все машины противника по бронированию мощности вооружения вплоть до появления советского ИС-2. Тактико-технические требования на тяжелый танк были разработаны в 1941 году, а в его сосдании на конкурсной основе приняли участие две фирмы: "Хеншель" и "Порше". Опытные образцы под обозначением VK 4501 (H) и VK 4501 (P) прошли испытания в апреле 1942 года, и в результате победу одержал танк фирмы "Хеншель" из-за более простой и технологичной конструкции.Серийная машина была оснащена крупповской башней, ранее установленной на образце фирмы "Порше". По конструкции Pz VI соответствовал немецкой танковой философии - масса и мощь оружия побеждают любого врага. Поэтому танк имел простые рубленые, но технологичные  формы корпуса и башни, что предполагало быстрый массовый выпуск "Тигров".

 В качестве вооружения на танк была установлена лучшая немецкая длинноствольная пушка калибра 88 мм. Это орудие было разработано на основе знаменитой зенитной пушки Flak 1836 и в танковом варианте имело дульный тормоз и электроспуск. В состав боекомплекта входили также бронебойные снаряды весом 10,2 кг, имевшие начальную скорость 773 м/с и на дальности 1000 м пробивавшие броню 115 мм. Ходовая часть "Тигра" состояла из 24 обрезиненых катков на борт с индивидуальной торсионной подвеской.  Все катки были расположены в шахматном порядке. Несмотря на большую массу, танк отличался легкостью в управлении и имел высокую скорость благодаря мощному двигателю.

 В то же время, танк имел ряд существенных недостатков, затрудняющих его боевое применение. Скорость поворота тяжелой башни была низка, и экипаж должен был доворачивать на противника всю машину. Не все мосты выдерживали тяжесть "Тигра", и поэтому его переправляли по ж/д мостам на платформах. Однако и такая перевозка была затруднена из-за большой ширины танка. Проходилось заменять широкие "боевые" гусеницы на узкие — "транспортные". Для "Тигров" также выпускалось оборудование подводного вождения с трубой-шнорхелем высотой 4 метра, однако его так никогда и не удалось использовать. Машины первых выпусков носили обозначение Ausf. H1, позднее его поменяли на Ausf. E.

 Первое применение "Тигров" состоялось 22 сентября на Ленинградском фронте. По стечению обстоятельств считанные танки танки выдвигались на позицию в болотистой местности один за другим и в итоге попали под фланговый огонь советской противотанковой артиллерии. Из четырех "Тигров" один был подбит, а остальные вышли из строя по техническим причинам.

 В ходе операции "Цитадель" из 181 танка "Тигр" немцы потеряли 73 за один месяц боев с Красной Армией. "Тигры" широко применялись в Северной Африке и на Западном фронте и были грозным противником для всех танков союзников. Действуя из засад, они порой наносили значительный урон наступающим танковым колонам врага.

 Например, 22 июля 1944 года ефрейтор Риринг из 504-го танкового батальона уничтожил 12 американских "Шерманов", а экипажи остальных 11 в панике бросили свои машины. Только два самых удачливых танкиста, Виттман и Белтер, на своих "Тиграх" уничтожили 144 вражеских танка.

 На базе Pz VIE выпускались командирские танки, эвакуационные тягачи и самая оригинальная самоходка вермахта — "Штурмтигр" с пусковой установкой для тяжелых реактивных снарядов калибра 380 мм.

 Всего германская танковая промышленность произвела с сентября 1942 года по август 1944 года 1355 "Тигров" Pz VIEH1.

                              Тактико-технические данные:

 Обозначение: Pz VIE (H1) Tiger

 Тип танка: тяжелый

 Экипаж, чел.: 5

 Боевая масса, т: 56,8

 Длина, м: 8,45

 Ширина, м: 3,70

 Высота, м: 2,90

 Количество пушек/калибр, мм: 1/88

 Количество пулеметов/калибр , мм: 2-3/7,92

 Броня лобовая, мм: 100

 Броня бортовая, мм: 82

 Двигатель: "Майбах" HL230 P30, карбюрат., мощностью 694 л. с.

 Максимальная скорость, км/ч: 37

 Запас хода, км: 140