Т-35 советский тяжелый танк

  Пятибашенный танк Т-35 в предвоенные годы был символом ударной мощи Красной Армии. Начиная с 1 мая 1933 года его регулярно  дважды в год,  демонстрировали на военных парадах в Москве. Однако принят на вооружение он был только в 1935 году. Серийное производство продолжалось до 1939 года, и за это время Харьковский паровозостроительный завод выпустил всего 61 танк. Из них к началу Великой Отечественной войны в Красной армии находилось 56 машин. Танк Т-35 отражал военную доктрину советского командования, предусматривающую возможность использования многобашенных танков для прорыва вражеских укреплений и действий в тылу врага. 

 Танк имел двухъярусное расположение вооружения. В главной верхней башне монтировалась 76-мм короткоствольная пушка и пулемет. 45-мм пушка и пулемет размещались в двух нижних башнях, и еще две башни были вооружены только пулеметами. Центральная башня отделалась от остальных отделений перегородкой, и в ней находились командир, пулеметчик и радист. Передние и задние башни сообщались между собой, и в них располагались еще 6 членов экипажа. Механик-водитель размещался перед передней пулеметной башней, а последний, одиннадцатый, член экипажа (техник) обслуживал двигатель, установленный в задней части корпуса. Обзор из танка осуществлялся через перископы, смотровые щели со стеклоблоками и различные типы прицелов.

 Для внутренней связи имелось танковое переговорное устройство, для внешней – телефонно-телеграфная  радиостанция с поручневой антенной вокруг основной башни.

 Несмотря на большое количество вооружения, танк уже не соответствовал времени. Излишне усложненная конструкция машины привела к снижению ходовых качеств танка Т-35. Бронирование последней серии танков было усиленно, а число пулеметов доведено до 7 штук. В результате боевая масса Т-35 образца 1939 года выросла до 54 тонн, мощность двигателя до 580 л. с.

 Но никакие ухищрения не могли остановить стремительное старение этих сухопутных дредноутов. Поэтому, в связи с подготовкой к выпуску новых тяжелых танков КВ-1 и КВ-2, было предусмотрено снять с вооружения все Т-35. Их шасси планировали использовать для постройки тяжелых артиллерийских самоходных установок. Четыре опытные САУ с орудиями калибров 152 и 204 мм были созданы на базе Т-35 в конце тридцатых годов.

 К началу войны почти все Т-35 оказались в Киевском особом военном округе, где были потеряны, в основном, по техническим причинам: из-за поломки коробки передач, двигателей, выхода из строя главных фрикционов. Только несколько танков погибло в бою. Возросшая мощь противотанковой артиллерии вермахта в 1941 году не оставляла громоздким и неповоротливым Т-35 никаких шансов выжить в сражении.

                                                       Тактико-технические данные

Обозначение: Т-35А

Тип танка: тяжелый

Экипаж, чел: 11

Боевая масса, т: 50

Длина, м:9,72

Ширина, м: 3,2

Высота, м: 3,4

Количество пушек/калибр, мм: 1/76,2; 2/45

Количество пулеметов/калибр, мм: 6/7,62

Броня лобовая, мм: 30

Броня бортовая, мм: 20

Двигатель: М-17 М, карбюрат., мощностью 450 л.с.

Максимальная скорость, км/ч: 30

Запас хода, км: 100