Танк Т-34/76. История создания и ТТД

Т-34 стал лучшим средним танком Второй мировой войны и самым массовым танком в Красной Армии. По сочетанию трех важнейших характеристик — огневой мощи, защищенности и подвижности — в 1941 году он не имел себе равных. "Т-34 наиболее замечательный образец наступательного оружия" — отмечал гитлеровский генерал фон Меллентин.

 Проект гусеничного танка А-32 был разработан коллективом под руководством талантливого конструктора М. И. Кошкина, а первый опытный экземпляр машины поступил на испытания летом 1939 года. Одержав победу в соревновании с колесно-гусеничным А-20, танк в декабре того же года был принят на вооружение Красной Армии и запущен в серийное производство под обозначением Т-34. Его отличал целый ряд характерных особенностей. Важнейшим достоинством машины был ее экономический дизельный двигатель, выдерживающий большие нагрузки в работе. Ходовая часть с большими катками и широкими гусеницами обеспечивала отличную проходимость танку по пересеченной местности. Мощное бронирование в сочетании с оптималными углами наклона бронелистов способствовало высокой вероятности рикошета снарядов. Для изготовления самой большой детали Т-34, бронекорпуса, впервые в мире была использована автоматическая сварка. Вооружение машины состояло из 76-мм пушки Л-11 и двух 7,62-мм пулеметов. Поскольку серийный выпуск Л-11 был уже прекращен, весной 1941 года на танк стали устанавливать новую пушку, Ф-34, того же калибра.

К началу Великой Отечественной войны в приграничных округах находились 967 Т-34 — почти все они были потеряны в первые две недели боев из-за неудачной дислокации, плохо обученных экипажей и отсутствия ремонтно-эвакуационных средств. Тем не менее первые танковые бои показали значительное преимущество советских машин. Немецкие танковые пушки не представляли серьезной опасности для Т-34, в то время как 76-мм снаряд "тридцатьчетверки" пробивал броню любого вражеского танка на дальности до 1000 метров. Сказалась также слабость и противотанковой артиллерии вермахта. 37-мм пушку Pak-37 немцы прозвали "армейской хлопушкой". В одном из донесений приводились данные, что расчет такого орудия добился 23 попаданий в танк Т-34, но только снаряд, угодивший в основание башни, вывел машину из строя.

В 1942 году несколько изменилась конструкция танка. Вместо сварной или литой башни сложной конфигурации Т-34 получил шестигранную литую башню. Емкость топливных баков была увеличена, двигатель оснащен улучшенной системой воздухоочистки, а силовая установка — пятискоростной коробкой передач. На базе танка Т-34 выпустили 70 ремонтно-эвакуационных машин и несколько десятков танков-мостоукладчиков с мостом длинной 7,7 метра. Некоторые "тридцатьчетверки" переоборудовали в огнеметные и командирские танки.

Лишь к 1943 году немцам удалось изменить соотношение характеристик танков в свою пользу. Увеличенная толщина брони "Тигров" и "Пантер" ограничила эффективность огня короткоствольных орудий Т-34, а 75- и 88-мм немецкие пушки могли поражать советские машины с дистанции, соответственно, 900 и 1500 метров. Победа под Курском далась дорогой ценой — во время контрнаступления Красная армия потеряла около шести тысяч танков и самоходок. Сказались и другие недостатки Т-34: плохая вентиляция и обзор из танка, ненадежная коробка передач, а также тесная башня без вращающегося полика (при поворотах пушки заряжающий должен был следовать за казенником, переступая через стреляные гильзы), в которой размещались лишь два члена экипажа. Наводчику приходилось совмещать свои обязанности с обязанностями командира танка.

Хотя в процессе серийного выпуска Т-34 постоянно совершенствовали, в середине войны назрела необходимость его коренной модернизации.

                               Тактико-технические данные

Обозначение: Т-34-76

Тип танка: средний

Экипаж, человек: 4

Боевая масса, т: 30,9

Длина, м: 6,62

Ширина, м: 3,00

Высота, м: 2.52

Количество пушек/калибр, мм: 1/76

Количество пулеметов/калибр, мм: 2/7,62

Броня лобовая, мм: 45

Броня бортовая, мм: 45

Двигатель: В-2-34, дизельный, мощностью 450 л.с.

Максимальная скорость, км/ч: 51

Запас хода, км: 300